futurama.ucoz.ru
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 89
Информация
Футурама
Статьи
Описание серий
Озвучка
Актеры
Мультимедиа
Музыка
Игры
Обои
Иконки
Шрифты
Комиксы
Футурама онлайн
Общение
Форум
О сайте
Информация о сайте
Обратная связь
Гостевая книга
Главная » Статьи » ФУТУРАМА

Мир, который построил Барт (2004)
Константин Дауров, журнал «Если» №5 за 2004 год

Вполне хватило бы «Симпсонов», чтобы Мэтт Гроунинг вписал свое имя на золотые скрижали Зала славы мировой анимации. Вряд ли есть страна, те­лезрители которой не были бы знакомы с незадач­ливым Гомером, домовитой Мардж, хулиганистым Бартом, отличницей Лизой и роковым младенцем Мэгги. Мультсериал, посвященный нелепому се­мейству, стартовал в январе 1990 года. И вот уже без малого 15 лет он заставляет смеяться миллио­ны и миллионы людей на всех континентах. Что это как не мировое признание?! Но Гроунинг ко всему еще сотворил и «Футураму»…

К началу показа «Футурамы», премьера которой состоялась в декабре 2001 года, зрители рос­сийского канала RenTV уже давно и плотно «подсели» на семейку Симпсонов. Возможно, поэтому новый сериал приняли настороженно. К тому же нашему разбор­чивому зрителю нынче трудно уго­дить, Да и фантастике в мультипли­кации практически столько же лет, сколько самой истории ис­кусства движущихся картинок. Вряд ли можно припомнить напра­вление, которое бы не получило своего воплощения в рисованных фильмах. От твердой НФ до фэнтези, от космооперы, лакомого кусочка для сериальщиков, до аль­тернативной фантастики. Правда, трудно припомнить и такой масштабный проект, в котором паро­дировались или попросту высме­ивались практически все мало-мальски знаковые фильмы и ходо­вые сюжеты фантастики.

Начинается все в лучших тради­циях доброй крепкой НФ. В самый канун 1999 года безалаберный разносчик пиццы, неудачник Фи­лип Джей Фрай случайно попада­ет в морозильную камеру Центра Прикладной Криогеники и замо­раживается на 1000 лет. Потом, много эпизодов спустя, мы, разу­меется, выясним, что ничего слу­чайного в этом событии не было, но для Фрая истина останется где-то там. Ему попросту стирают память о событиях, раскрывающих в совершенно ином свете не­которые поступки и ситуации, и его роль спасителя мироздания так и останется втайне.

Мир далекого будущего, о кото­ром в свое время мечтал Фрай, встречает его неприветливо, но, на счастье, обнаруживается да­лекий потомок разносчика пиццы — профессор Фарнсуорт, типич­ный «безумный ученый» из старой американской фантастики сере­дины прошлого века.

Друзьями Фрая и главными со­участниками его приключений становятся одноглазая инопла­нетянка Торанга Лила и робот-отморозок Бендер. Бендер, кстати, по-моему, самый очарователь­ный персонаж сериала, Его не­предсказуемость, страсть к ал­коголю (исключительно как к топ­ливу), любовь к шалостям и здо­ровый (иногда) цинизм могут шо­кировать неподготовленного зри­теля, привыкшего к слащавым диснеевским мультикам с бело­зубыми красавцами и красави­цами.

Вышеперечисленная троица работает у профессора Фарнсуорта в «Planet Express» — фирме по доставке. Бедному Фраю даже через тысячу лет не удалось изба­виться от постылой работы раз­носчика, правда, теперь он выну­жден мотаться по всей Галактике.

Лила — капитан корабля, де­вушка сложной судьбы. Долгое время она была уверена, что ее подбросили к дверям приюта инопланетяне. Но рано или позд­но к стыду Лилы выяснится вся правда о ее происхождении. Ее любимец — зубастик Нибблер, этакий черный прожорливый ко­лобок, продуктом жизнедеятель­ности которого является чрезвы­чайно ценное ракетное топливо. Это не простая зверушка, о ее миссии нам вскоре предстоит уз­нать, а пока она просто жрет все, до чего может дотянуться.

Есть и другие персонажи — по­хожий на лобстера-переростка и страдающий массой комплексов доктор Зойберг, дочь богатых ро­дителей Эми, бюрократ Гермес… впрочем, одно только перечисле­ние всех действующих лиц с крат­кими характеристиками займет немало журнальных страниц. Масса мелких деталей, которые можно разглядеть только при по­вторном просмотре, множество незаметных беглому взгляду фраг­ментов придают эпизодам чрезвычайную насыщенность, и каж­дый новый просмотр открывает новые грани замысла Гроунинга.

А в чем, собственно говоря, его замысел?

Еще в «Симпсонах» Гроунинг не мог отказать себе в удовольствии время от времени пройтись по некоторым культовым для амери­канской, а значит, практически и для мировой кинофантастики сю­жетам. То Гомер попадает в «из­мерения», то Барт резвится с телепортатором и случайно пре­вращается в муху… Но отдельные уколы «Симпсонов» в «Футураме» превратились в систематическое и долговременное «развинчива­ние», как сказали бы обэриуты, всех культовых и немного подна­доевших сериалов и блокбастеров. Походя досталось и смеж­ным жанрам. Гроунинг не поща­дил и такую всемирно популяр­ную слезогонку, как «Титаник» Ка­мерона. Досталось даже слаща­вым рождественским сказочкам с нехитрой моралью. В мире бу­дущего тяжеловооруженный ро­бот Сайта Клаус вместо того, что­бы дарить радость и надежду, ве­дет строгий учет плохих поступ­ков и вместо подарков сеет разрушение и смерть, поскольку, с его точки зрения, хороших людей нет.

Напыщенный болван Зепп Бранниган, один из постоянных персо­нажей сериала, подозрительно смахивает на кого-то из героев «Звездного пути», Впрочем, эпизод «Where No Fan Has Gone Before» напрямую связан со знаменитым сериалом. Дело в том, что в XXIII веке бесчинства его поклонников привели к глобальному кризису, и поэтому Star Trek и все, что с ним было связано, подверглось за­прету и изгнанию на планету Оме­га III. Неразлучная троица Фрай—Лила—Бендер вместе с головой Леонарда Нимоя (артист, играю­щий вулканианца Спока в старых сезонах, которые не шли по российскому телевидению, нам он знаком по первым сериям кино­версий) отправляются на Омегу…

Кстати, головам знаменитостей тоже есть чем заняться в буду­щем, особенно голове Никсона, бывшего президента США.

Изрядно достается и сюжетам, в той или иной степени связанным с «Секретными материалами». В эпизоде «Roswell that Ends Well» Гро­унинг не только издевается над набившими оскомину инсинуациями относительно знаменитой Зо­ны 51, летающих тарелок и т. п., но и в очень смешном ракурсе вы­ставляет одну из вечных тем фан­тастики — «петлю времени», а за­одно и культовую в свое время трилогию «Назад в будущее».

За четыре года, пока шел сери­ал, ни один мало-мальски значи­мый блокбастер не был обойден вниманием создателя «Футурамы». Досталось даже знаменитым «Звездным войнам».

Так неужели замысел Гроунинга состоял всего лишь в высмеивании всего и вся, создании этакой мегапародии на весь фантастиче­ский кинематограф (а то и, страш­но вымолвить, вообще на фанта­стику) в целом? Но тогда возника­ет вопрос — почему сериал в США не имел такого же оглуши­тельного успеха, как и «Симпсоны»? Почему работа над «Футурамой» приостановлена и, несмотря на торжественное шествие Фрая сотоварищи по миру и оптимисти­ческие заявления ее создателей, будущее разносчика пиццы, од­ноглазой мутантки и робота-клеп­томана остается в тумане?

Причины провала в Соединен­ных Штатах пытались объяснить непродуманной политикой телеканала FOX. Якобы из-за репорта­жей о футбольных матчах демон­страция многих эпизодов перено­силась на другие дни, а некото­рые даже вовсе снимались с по­каза. И американцы, привыкшие к ordnung'y не хуже немцев, естест­венно, не простили этого, рейтинг сериала резко упал, и… все! Что происходит после падения рей­тинга, сейчас знают даже де­ти: закрывается финансирование проекта. Но, может, есть иные, менее, скажем так, формальные причины?

Можно предположить, что при­чины неуспеха — в трепетном, серьезном отношении американ­ского зрителя к фантастике. Поко­ления, выросшие на Star Trek'e не стерпели глумления и надруга­тельства над святынями, и если та­кие проекты, как отмороженный «Южный Парк» и пошлейшие «Гриффины», не вызвали отторже­ния, то безпафосная «Футурама» пришлась не по вкусу.

Другая версия — перекормлен­ные кинофантастикой зрители равнодушно восприняли даже улучшенные 3D-технологией мультики. К тому же «Футурама» оказа­лась не только набором пародий­ных ходов, но и весьма непростым для рядового зрителя зрелищем. Возникает подозрение, что создатели сериала своей аудиторией предполагали не только любителей, но и знатоков фантастики, или попросту фэнов, Такого рода «ка­пустники» пользуются определен­ным успехом в корпоративных кругах. А ведь на скрижалях теле­видения начертано «Рейтинг», «Рейтинг», «Рейтинг»… и так десять раз.

А может быть, Гроунингу не про­стили издевательства над так на­зываемой «американской меч­той»? История успеха требует оп­ределенного набора правил — произведения такого рода долж­ны быть в меру слезливыми, в ме­ру юмористичными, но вот сар­казм в них недопустим. Можно по­ржать над откровенными неудач­никами вроде Гомера Симпсона — это святое, ведь мы с вами дру­гое дело, не правда ли? Филип Фрай при всех заданных атрибу­тах неудачника все же более «ре­алистичен», ему сопереживаешь больше, чем карикатурному Го­меру, и в какой-то момент поче­му-то становится не до смеха… Гроунинг бьет по болевым точкам эскапизма почти с такой же си­лой и точностью, как, например, Альфред Бестер в рассказе «Вы­бор».

Но возможно, истина гораздо дальше, чем мы предполагаем.

Что мы знаем о Мэтте Гроунинге? В феврале этого года ему исполнилось 50 лет. Он родился в Портленде (штат Орегон). С дет­ства увлекался рисованием, при­чем его отец поощрял это заня­тие, так как сам был мультиплика­тором. После школы Мэтт работал на станции очистки промышлен­ных отходов. Не отсюда ли, кстати, столь живописно и «со знанием дела» прописан Город Мутантов, расположенный в канализации Нью-Йорка далекого будущего?

Впоследствии Гроунинг рисовал комиксы, ставшие весьма попу­лярными, но мировую славу ему принесли «Симпсоны».

Семейство Симпсонов: Гомер, Мардж, Лиза, Мэгги… Но, позволь­те, имя отца Гроунинга было Го­мер, его мать звали Мардж, а се­стер… Ну, вы догадались! Кто же тогда сам Мэтт, как не Барт Симпсон — Том Сойер XX века! Гроунинг действительно дал имена персонажам знаменитого сериала в честь свой семьи. Нес­мотря на то, что он никогда не признавался, будто бы он и есть Барт, вполне можно предполо­жить, что именно здесь ключ к раз­гадке успеха «Симпсонов» и, чего уж там говорить — провала «Футурамы».

Спрингфилд — городок, в кото­ром живет и безобразничает оба­ятельный озорник Барт — своего рода символ «Одноэтажной Аме­рики». Жители этой Америки хоть и находятся под сенью атомных электростанций, но все же недолюбливают суету мегаполисов. Неужели мир будущего в «Футураме» всего лишь визуализация под­сознательных страхов усреднен­ного американца в ожидании гря­дущих катастроф? Вряд ли…

Дело, скорее всего, в другом.

Барт Симпсон — не жертва сис­темы и не выразитель протеста против одномерности американ­ской жизни. Подросший Мэтт не превратился в борца, Барт — сис­темный хулиган, его дозволенный индивидуализм вполне вписывается в поведенческую логику социу­ма. Но творческий потенциал Мэтта, его, как сейчас принято гово­рить, креативность, вынуждает время от времени сделать шаг в сторону, немного пошалить.

В поисках утраченного времени мало кому удавалось вернуться в безоблачный мир детства, где все­гда светит солнце и никогда не идут дожди. Это не удалось даже Марку Твену. Выросшие Том Сойер и Гек Финн представляют собой унылое зрелище, а Санкт-Петер­бург — руины воспоминаний.

Гроунинг со свойственной Барту непосредственностью попросту вывернул ситуацию наизнанку и пошел другим путем. А вернее — никуда не пошел, а принялся валять дурака, всячески прикалы­ваться и стебаться.

Именно поэтому Барт-Мэтт не мог отказать себе в удовольствии выстроить свое будущее: мир, в котором хулиганистый мальчишка мог бы резвиться в полный рост, заставляя персонажей выглядеть придурками. В мире «Футурамы» нет персонажа, которого можно было бы идентифицировать как Мэтта-Барта, он как демиург сто­ит за кулисами и дергает за ниточ­ки, а его креатуры послушно вы­делывают коленца.

Мир, который построил Барт, внешне выглядит почти как «у взрослых» творцов будущего. При желании можно обнаружить и на­меки на серьезные проблемы. При очень большом желании кто-то даже найдет элементы морализаторства, без которых амери­канское кино — ну никак!

Но стоит приглядеться, как мы увидим, что из-за декораций ми­роздания по Барту высовывается малолетний хулиган, показываю­щий нам средний палец.

Где-то в глубине души зритель чувствует, что его долго и со вкусом дурачат, водят за нос, обливают во­дой и обсыпают мукой, как это про­делывает клоун Красти из «Симпсонов». А кому это понравится?

2004 год

источник: www.futuramer.ru
Категория: ФУТУРАМА | Добавил: pluto (22.04.2009)
Просмотров: 693
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
...
Copyright MyCorp © XXXI ВЕК
Конструктор сайтов - uCoz